Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №376
Московского района Санкт-Петербурга

ГБОУ средняя школа №376
Московского района
Санкт-Петербурга

Городской конкурс «Школа здоровья Санкт-Петербурга — 2021»

Здоровый и безопасный учебный процесс
Культура здоровья педагогов, школьников и их родителей
Коррекция здоровья и оздоровление школьников

Видеоролик «Школа — территория здоровья»

Презентация деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни обучающихся, воспитанников

 

Скачать анализ деятельности ОУ по сохранению и укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни обучающихся за три предыдущих учебных года согласно приложению № 2 к Положению о конкурсе.

Анкета на городской конкурс «Школа здоровья Санкт-Петербурга - 2021»

В нашей школе реализованы следующие элементы Школы здоровья:

1. Система деятельности ОУ по сохранению и укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни обучающихся

1.1. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, практическая реализация программы или ее этапа.
1.2. Служба здоровья или заменяющая ее структура (центр, совет здоровья и т.п.), ее состав и локальные акты, определяющие ее деятельность.
1.3. Мониторинг здоровья обучающихся, его комплексность, наличие основных индикаторов и методики их измерения.
1.4. Организационное, методическое, дидактическое сопровождение работы ОУ.
1.5. Сетевое взаимодействие с другими ОУ.
1.6. Реализация принципа общественного самоуправления
1.7. Вовлеченность родителей и их выборного органа в деятельность ОУ.
1.8. Межведомственное сотрудничество.

2. Здоровьесозидающий характер образовательного процесса

2.1. Профессиональная подготовленность педагогического коллектива в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
2.2. Отсутствие учебных перегрузок обучающихся. (Расписание)
2.3. Отсутствие психологических перегрузок, обеспечение психологической безопасности обучающихся.
2.4. Использование здоровьесберегающих и здоровьесозидающих педагогических технологий в образовательном процессе.
2.5. Позитивный психологический климат в коллективах обучающихся.
2.6. Применение психолого-педагогических приемов для снятия эмоционального напряжения на уроке, при проведении опросов и экзаменов, других способов оценивания учащихся.
2.7. Оптимальный стиль педагогического общения педагогов с обучающимися.
2.8. Реализация педагогами индивидуального подхода к обучающимся.

3. Формирование здоровьесозидающего образовательного пространства

3.1. Оформление классных комнат в соответствии с требованиями здоровьесбережения.
3.2. Использование растений в оформлении классных помещений, рекреаций, холлов и в оптимизации визуальной и воздушной среды (зимние сады, фитомодули, другое).
3.3. Вариативные формы использования школьной мебели (нетрадиционная расстановка мебели в соответствии с требованиями педагогического процесса).
3.4. Использование рекреаций, холлов для реализации двигательного режима.
3.5. Мониторинг температуры и влажности воздуха в течение учебного года, освещенности на рабочих местах.
3.6. Контроль за весом ежедневных учебных комплектов в течение учебной недели.
3.7. Контроль за соответствием сменной обуви требованиям профилактической детской обуви.

4. Деятельность по повышению уровня культуры здоровья как компонента общей культуры участников образовательного процесса

4.1. Формирование культуры здоровья обучающихся на всех этапах их обучения (уроки здоровья, проектная и исследовательская деятельность, внеклассная работа и т.п.)
4.2. Проведение массовых мероприятий (конкурсов, конференций, праздников и т.п.), в т.ч. художественного творчества детей.
4.3. Оформление образовательного пространства наглядной агитацией по вопросам формирования здорового образа жизни обучающихся.
4.4. Совместные детско-родительские мероприятия
4.5. Проведение тематических мероприятий для родителей (лекций, семинаров, консультаций и т.п.).
4.6. Проведение мероприятий для педагогического коллектива, направленных на оздоровление, повышение культуры здоровья, повышение квалификации педагогов в области здоровья и здорового образа жизни.

5. Деятельность по сопровождению обучающихся, ослабленных наиболее распространенными, в том числе социально обусловленными болезнями детей и подростков

5.1. Выявление групп обучающихся соматического и социального риска, разработка на консилиуме специалистов рекомендаций по их обучению.
5.2. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательную среду детей, не имеющих нарушений в развитии.
5.3. Разработка и реализация для обучающихся соматического и социального риска индивидуальных образовательных маршрутов.
5.4. Разработка и реализация индивидуальных и групповых профилактических и коррекционных оздоровительных программ, в т.ч. профилактика зависимого поведения и социально обусловленных болезней.
5.5. Индивидуальное и групповое психологическое сопровождение.
5.6. Социальная защита и помощь, укрепление семейных отношений.

6. Деятельность по совершенствованию медицинского обслуживания

6.1. Кадровое обеспечение медицинского обслуживания в образовательном учреждении.
6.2. Материально-техническое оснащение медицинского кабинета.
6.3. Организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов.
6.4. Мероприятия по профилактике заболеваний, оздоровлению обучающихся.
6.5. Проведение медицинских осмотров, диспансеризация обучающихся.
6.6. Гигиеническое обучение и воспитание обучающихся.
6.7. Гигиеническое образование педагогов и родителей.

7. Организация рационального питания

7.1. Кадровое обеспечение и материально-техническое оснащение пищеблока.
7.2. Наличие обучающихся, получающих горячее питание.
7.3. Обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания, включая соблюдение санитарных требований к состоянию пищеблока, продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд. (Положение о совете по питанию, Приказ о создании бракеражной комиссии)
7.4. Энергетическая ценность рационов, соответствующая энергозатратам детей.
7.5. Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым ингредиентам. (Положение о совете по питанию)
7.6. Обеспечение выбора рациона в соответствии с потребностями обучающихся, в т.ч. в диетическом питании.
7.7. Организация питьевого режима.

8. Физическое воспитание и двигательная активность обучающихся

8.1. Применение физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности в образовательном процессе (утренняя гимнастика, динамические паузы, «динамические уроки», час здоровья, другие).
8.2. Внедрение инновационных методик и технологий оздоровительной физической культуры в уроки физкультуры.
8.3. Организация двигательного режима обучающихся в ОУ.
8.4. Организация физического воспитания в системе дополнительного образования.
8.5. Интеграция образовательного процесса по физической культуре в ОУ с учреждениями дополнительного образования по физической культуре и спорту (спортивные школы, внешкольные спортивные секции, другие).
8.6. Проведение и участие в спортивных состязаниях.
8.7. Работа специальных групп физического воспитания для ослабленных детей (их достаточная частота, продолжительность, виды и формы занятий).

9. Эффективность деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья, повышению культуры здоровья обучающихся

9.1. Сформированность культуры здоровья у педагогического коллектива (состояние здоровья учителей, их образ жизни и отношение к своему здоровью, участие в оздоровительных мероприятиях для педагогического коллектива).
9.2. Позитивная динамика состояния здоровья обучающихся.
9.3. Улучшение психоэмоционального состояния обучающихся в образовательном процессе (уровень психоэмоционального напряжения, учебной мотивации и т.п.)
9.4. Сформированность культуры здоровья у обучающихся, готовность к здоровому образу жизни.
9.5. Снижение поведенческих рисков, опасных для здоровья обучающихся.
9.6. Удовлетворенность педагогов, родителей и обучающихся деятельностью ОУ.
9.7. Участие ОУ в региональных и всероссийских конкурсах; наличие наград, достижений в области здоровьесбережения и здоровьесозидания.

10. Опишите особенности, характеризующие здоровьесозидающую деятельность ОУ (в произвольной форме)

В школе создана служба здоровья, системно и централизованно занимающаяся улучшением здоровьесозидающей среды, здоровьесбережением и коррекцией здоровья обучающихся и сотрудников.

Школа имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности. В составе службы здоровья есть медицинский кабинет врача детской поликлиники, Центр здоровья школы, объединяющий соляную пещеру, массаж и другие профилактические и корректирующие здоровье услуги.

Все обучающиеся, от дошкольников до одиннадцатиклассников имеют возможность заниматься в бассейне, как на уроках физической культуры, так и в рамках дополнительного образования (на бюджетной и внебюджетной основе). Школа реализует широкий спектр дополнительного образования в области культуры здоровья, действует школьный спортивный клуб.

Учителя проходят внутрифирменное обучение по технологиям здоровьесбережения. Все кабинеты оснащены раковинами и рециркуляторами. В каждом кабинете есть памятки по санитарным нормам и правилам проветривания, обеззараживания воздуха и поверхностей. В школьной программе воспитания разработана отдельная подпрограмма «Цени жизнь – будь здоров!», предполагающая участие в волонтерских акциях, направленных на пропаганду здорового образа жизни, работу в сенсорной комнате, работу в соляной пещере, внедрение здоровьесберегающих технологий в урочную деятельность и воспитательную работу, участие в мероприятиях, направленных на повышение качества и эффективности работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, организацию встреч мастеров спорта, тренеров, спортсменов с молодежью и школьниками, организацию семинаров для родителей, направленных на пропаганду здорового образа жизни детей, организацию внеурочной кружковой деятельности по здоровьесбережению, организацию семейных спортивных соревнований.

Документы программы «Школа - территория здоровья»

Анализ деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни обучающихся, воспитанников
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников «Школа — территория здоровья»
Презентация деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни обучающихся, воспитанников
Здоровьесозидающий характер образовательного процесса
Здоровьесберегающие технологии
Деятельность по повышению уровня культуры здоровья как компонента общей культуры участников образовательного процесса
Деятельность по совершенствованию медицинского обслуживания
Организация рационального питания
Физическое воспитание и двигательная активность обучающихся, воспитанников
Положение о службе психолого-педагогического и медико-социального сопровождения
Мониторинг здоровья обучающихся
Мероприятия по профилактике заболеваний и оздоровлению
Сформированность культуры здоровья у пед. коллектива
Плавание – как средство развития учащихся образовательного процесса
Психологическое сопровождение
Здоровый выбор в современной школе
Паспорт здоровья школы

Служба здоровья

В 2013-2014 учебном году создана Служба здоровья. В Службу здоровья входят: медицинские работники, педагог-психолог, педагог-валеолог, специалисты по информационным технологиям, преподаватели физической культуры, биологии и другие педагоги. Функциональные обязанности специалистов определяются руководителем образовательного учреждения.
Деятельность службы здоровья направлена на планомерное и системное наблюдение за изменением здоровья у обучающихся и сотрудников школы, на системную коррекцию здоровья и технологий здоровьесбережения, а также на совместное со всеми участниками образовательного процесса поддержание и усовершенствование здоровьесозидающей среды школы.
Разработан комплекс мероприятий по определению уровня физического и психологического здоровья обучающихся – мониторинг норм физической подготовки (1-11 классы), диагностика эмоционального состояния учащихся на уроках (1-2 классы), диагностика уровня школьной тревожности (1,5 классы). Проводятся плановые медицинские осмотры.

Положение о службе здоровья

.

Мониторинг здоровья в ОУ

.Мониторинг здоровья проводится следующими категориями сотрудников образовательного учреждения:
— медицинская сестра;
— врач-педиатр;
— педагоги: классные руководители, учителя начальной школы, педагоги физического воспитания, социальный педагог, классный и индивидуальный наставники;
— психологи, логопеды;
— узкие специалисты поликлиники: невролог, окулист, ЛОР-врач, хирург-ортопед, стоматолог с 10 лет (5 класс) – гинеколог, эндокринолог, уролог- андролог.

Проводится по следующим направлениям:

  • Мониторинг физического состояния здоровья.
  • Мониторинг групп здоровья и заболеваемости учащихся.
  • Мониторинг поведенческих рисков среди учащихся 12-15 лет: вредные привычки, отношение к алкоголю, табакокурению, наркотикам.
  • Мониторинг травматизма учащихся.
  • Мониторинг рациона питания.
  • Мониторинг режима проветривания и освещения.
  • Мониторинг качества и температуры воды в бассейне.
  • Мониторинг психологической обстановки на уроках и других занятиях.
  • Мониторинг проведения физкультминуток.

С целью анализа заболеваемости обучающихся ГБОУ №376 ежегодно составляется «паспорт здоровья» (острые заболевания не учитываются).

Учащиеся распределены на 5 групп здоровья:
1 группа – 14,3%
2 группа – 67,1%
3 группа – 17,6%
4 группа – 0,9%
5 группа – 0,1%

7 человек имеют инвалидность.

Такие заболевания как: тугоухость, злокачественные новообразования, болезни крови, болезни кожи и подкожной клетчатки были объединены в графу «прочие», заболеваемость ими составила не более 4,5%.

Также оценивалась заболеваемость по 3 возрастным группам:

С 1 по 4 классы – 1 группа
С 5 по 8 классы – 2 группа
С 9 по 11 классы – 3 группа

Основу заболеваемости составила патология опорно-двигательного аппарата – 35,9%.  Патология опорно-двигательного аппарата остается неизменно высокой и значимой во всех возрастных группах.
17,6% — аномалии рефракции, при этом их количество возрастает от 1 группы к 3.
12,9% составили атопические заболевания (бронхиальная астма, атопический дерматит). Их количество немного снижается от 1 группы к 3.
Алиментарно-зависимые и хронические ЛОР заболевания составили 8,84 и 4,9% соответственно.   Количество их существенно увеличивается от 1 группы к 3.

Для профилактики заболеваемости рекомендуется постоянно контролировать:
— правильность посадки учащихся за партой и соответствие мебели антропометрическим данным
— режим освещения и отопления классов
— ношение очков
— проветривание помещений
— соблюдение правил гигиены
— соблюдение режима питания и обеспечение горячим питанием
— проведение физкультминуток

Немаловажное значение имеет формирование групп ЛФК и лечебного плавания, проведение лекций, семинаров для родителей, обеспечение доступности информации (уголок здоровья, сайт школы).

Залог успеха – постоянный контакт педагогов, медработников и родителей.

Школьная программа здоровья

.

Согласно официальному определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие.

Анализ состояния здоровья населения России, по данным официальной статистики и результатам эпидемиологических исследований, показывает, что оно намного хуже, чем в большинстве индустриально развитых стран. Наибольшее значение отводится факторам, связанным с образом жизни и с окружающей средой.

Организм ребенка в силу особенностей развития особо чувствителен к воздействию факторов внешней среды, а также дефициту жизненно важных питательных веществ и микроэлементов.

Школа и общество взаимосвязаны. Любое изменение ситуации в обществе обязательно сказывается на жизни школы, меняет ее задачи, приоритеты, требования к ученику, структуру и содержание образования. Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня.

К сожалению, статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения в школе, состояние здоровья  детей ухудшается в 4-5 раз. Дети проводят в школе полный день, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека – важный показатель его личного успеха. Анализ структуры заболеваемости обучающихся убедительно показывает, что по мере обучения ростѐт частота встречаемости таких заболеваний, как нарушения осанки, зрения, пограничных нервно-психических заболеваний. Очевиден вывод, что школа здоровья детям не прибавляет, состояние их здоровья в период обучения имеет тенденцию к ухудшению. Факты подтверждают, что именно в школе ученик получает то или иное заболевание, отклонение здоровья. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение.

Школа является местом активной деятельности ребенка на протяжении 9-11 лет. Поэтому одной из главных целей педагогического коллектива сегодня становится формирование и развитие здоровьесберегающей  образовательной среды, в которой школьник ведет здоровый образ жизни. Здоровьесберегающая среда в школе предоставляет каждому ученику реальную возможность получить полноценное образование, адекватное его способностям, возможностям, склонностям, потребностям и интересам.

Концептуальное обоснование программы

Эффективность мер по укреплению здоровья детей имеет  исключительное значение для школы. Это обусловлено гармоничностью связей между здоровьем и обучением, где происходит качественный подъем в сторону эффективности учебного процесса. Здоровье учащихся имеет прямое отношение к  обучению. Школа должна создать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Программа «Школа – территория здоровья» призвана содействовать утверждению в жизни детей идеи оздоровления, способствовать созданию благоприятных условий для раскрытия интеллектуального и духовного потенциала. Она ориентирована на пропаганду здорового образа жизни и достижение надежного уровня безопасности в школе.

Ведущими концептуальными понятиями выступают:

Здоровье – социокультурная характеристика человека, которая интегрирует системные элементы действенно-практической и смысловых сфер личности (жизнеспособность и внутренняя картина здоровья) и проявляется в успешности действий по достижению состояния благополучия (физического, душевного и социального).

Здоровый образ жизни – индивидуальная стратегия жизнедеятельности человека по достижению состояния благополучия, которая реализуется на основе ценностных социокультурных представлений о феномене «здоровье» и с учѐтом индивидуальных особенностей жизнеспособности.

Здоровьесберегающие технологии – система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития психического и физического здоровья всех субъектов образования, с одной стороны, и методы, которые направлены на формирование представления о здоровье как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни, с другой.

Экологическое воспитание – формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов

Школьное экологическое воспитание и образование обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний.

Задачи с экологическим содержанием способствуют формированию экологических знаний и умений школьников, более глубокому пониманию ими сущности экологических проблем, возникновению убежденности в необходимости их решения, а также развитию приемов умственной деятельности, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяют три фактора:

— непосредственное познание природы;

— школьное экологическое воспитание и образование;

— средства массовой информации.

Культура безопасности — состояние общественной организации человека, обеспечивающее определенный уровень его безопасности в процессе жизнедеятельности.

Цель и задачи Программы

Основу реализации Программы составляет здоровьесозидающий подход к обеспечению здоровья участников образовательного процесса. Этот подход подчеркивает формирующий и развивающий характер влияния образования на здоровье каждого человека и реализуется через создание здоровьесберегающей образовательной среды.

Цель программы: Сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья обучающихся и педагогов на основе формирования навыков организации здорового образа жизни, через развитие здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении. Создание широких возможностей для творческой самореализации личности на пользу себе и обществу.

Задачи программы:

  1. Укреплять материально-техническую базу школы, приводить условия обучения в полное соответствие с санитарно-гигиеническими нормами.
  2. Создавать комфортные условия, обеспечивающие сохранение психологического и физического здоровья обучающихся и педагогического коллектива.
  3. Формировать позитивное здоровьесберегающее социокультурное образовательное пространство.
  4. Осуществлять медико-физиологический и психолого-педагогический мониторинг состояния здоровья обучающихся, сформировать информационный банк «Состояние здоровья учащихся».
  5. Разработать и внедрить систему оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий.
  6. Вовлекать учащихся, родителей и педагогов в спортивно- оздоровительные мероприятия.
  7. Повышать уровень знаний обучающихся, родителей и педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни, предупреждения школьных проблем, помощи детям с особенностями развития и трудностями в обучении.
  8. Прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру.
  9. Воспитывать потребность в общении с природой.
  10. Способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности.
  11. Способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.

Традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к перегрузке детского организма и способствуют развитию хронических болезней.

Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т. е. связано с их профессиональной деятельностью. Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя.

.

Сетевое взаимодействие и социальное партнерство

.

Сетевое взаимодействие с другими ОУ:

ГБОУ ЦПМСС Московского района Санкт-Петербурга (совместная деятельность по формированию условий для оптимального развития и обучения школьников, по выявлению детей, имеющих трудности в социальной адаптации, по организации коррекционно-развивающей и профилактической работы с детьми);

ГБОУ ЦДЮТТ Московского района (организация мероприятий по профилактике ДДТТ);

ГБОУ Пулковец (мероприятия по безопасности в интернете)

СПбАППО (повышение квалификации педагогов);

ИМЦ Московского района (повышение квалификации педагогов, методическая поддержка);

Профессиональные лицеи Санкт-Петербурга проводят для наших учащихся Дни открытых дверей.

ГБУЗ ДГП 35 ДПО 47 (социальный кабинет для оказания помощи детям и родителям, находящимся в сложнной жизненной ситуации, выступления на родительских собраниях с просветительскими лекциями)

ГБУ ДО ЦППМСП Московского района (психологические занятия в классных коллективах нашей школы по ЗОЖ, безопасности в интернете, профилактике ПАФ)

Межведомственное сотрудничество:

ГБОУ ЦПМСС Московского района Санкт-Петербурга;

ГБУ «Центр социальной помощи семье и детям Московского района» (оказание социальной помощи и социальных услуг семьям с несовершеннолетними детьми, Проведение комплексных мероприятий по социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, организация отдыха, досуга детей и подростков, организация мероприятий просветительской направленности);

отделом Профилактики правонарушений среди несовершеннолетних Московского района Санкт-Петербурга (профилактическая работа с несовершеннолетними и родителями, выявление неблагополучных семей)

СПБ ГУЗ Детское поликлиническое отделение №35, 47 (медицинское обслуживание)

Домом молодежи «Пулковец».

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург» (наставничество, проведение тематических семинаров и лекций, предоставление информационных раздаточных материалов по санитарно-просветительской работе, посещение музея организованными группами детей).

Студия Магия кулинарии 376 школы взаимодействует с международной компанией Нестле в вопросах организации здорового питания детей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: