Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №376
Московского района Санкт-Петербурга

ГБОУ средняя школа №376
Московского района
Санкт-Петербурга

ЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ «МЕТОДИЧКА»

Электронный каталог «МЕТОДИЧКА». № 1. Осень 2022


Настоящий ученик учится развивать неизвестное с помощью известного и тем самым приближается к учителю.
(И. Гёте)

Что посмотреть на каникулах?

Петухов В.В., к.п.н, доцент МГУ – курс лекций по общей психологии

Что почитать на каникулах?

    1. Корнетов Григорий Борисович — РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ // Гуманитарные науки. 2018. №1 (41).
    2. Хуторской Андрей Викторович — КАК ПРОИСХОДИЛО ОБРАЗОВАНИЕ У ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ? К ОБОСНОВАНИЮ ПАЛЕОПЕДАГОГИКИ // Инновационные проекты и программы в образовании. 2021. №6 (78).  
    3. Невская Светлана Сергеевна — ЯНУШ КОРЧАК — УЧИТЕЛЬ УЧИТЕЛЕЙ // Народное образование. 2017. №1-2 (1460).

О чем подумать?

Предлагаем вам подумать, обсудить и подготовить статью, эссе или заметку в школьные СМИ на одну из тем:
        1. «Можно ли человеку ДАТЬ образование?»
        2. Учитель XIX и XXI веков – сходства и различия

Образовательное право

Познакомьтесь с содержанием статьи 43 Конституции РФ с комментарием к ней. В статье оговаривается образование как право и обязанность человека и гражданина

Объявление:

Всех обучающихся психолого-педагогического класса приглашаем к участию в олимпиаде РГПУ им А.И. Герцена «Первый успех». Регистрация доступна по ссылке: https://olymp.herzen.spb.ru/

Электронный каталог «МЕТОДИЧКА». № 2. Зима 2022.

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. (А.С. Макаренко)

Герой номера – Антон Семёнович Макаренко (1888-1939)

Выдающиеся достижения в области воспитания и перевоспитания молодёжи (как из числа бывших беспризорников, так и из семей), подготовки к её дальнейшей успешной социализации, выдвинули А. С. Макаренко в число известных деятелей русской и мировой культуры и педагогики.

Основные произведения:

  • «Педагогическая поэма» (1925—1935)
  • «Флаги на башнях» (1938)
  • Повесть «Честь» (1937—1938)
  • Роман «Пути поколения» (не закончен)

.

Воспитать человека, чтобы он был счастливым, — можно!

Монолог выдающегося педагога Антона Макаренко, обращенный прежде всего к родителям.

Что посмотреть на каникулах?

Айсмонтас Б.Б., кандидат педагогических наук, профессор МГППУ – лекция по экспериментальной педагогике

Что почитать на каникулах?

Хуснутдинова М.Р. – Риски инклюзивного образования

Клиницкий А.И. – Что такое «Общество потребления» и причем здесь школа?

Ковылин В.С. – Теоретические основы изучения феномена прокрастинации

Казакова Т.А. – Макаренко о воспитании

О чем подумать?

Предлагаем вам подумать, обсудить и подготовить статью, эссе или заметку в школьные СМИ на одну из тем:

    1. Как наш класс воспитывает каждого из нас?
    2. Возможно ли отказаться от оценок в школе?

.

Образовательное право

Познакомьтесь со ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» – «Устав образовательной организации» и образцом Устава по ссылке http://nevarono.spb.ru/otdel-obrazovaniya/akkreditatsiya-litsenzirovanie-i-attestatsiya/73-akkreditatsiya-obrazovatelnykh-uchrezhdenij/62-akkreditatsiya-obrazovatelnykh-uchrezhdenij.html

Изучите устав своей школы. Какие сходства и различия Вы выявили?

Электронный каталог «МЕТОДИЧКА». № 3. Весна 2023.

Добродетель взращивается посредством дел, но не посредством болтовни (Я.А. Коменский)

Герой номера –    Ян Амос Коменский (1592  — 1670).

Чешский педагог-гуманист,  основоположник дидактики как центрального элемента педагогической науки, систематизировал  классно-урочную систему реализации учебно-воспитательного процесса. «Ньютон педагогики».
Основное произведение — «Великая дидактика»

.

Что посмотреть на каникулах?

  1. Анимационный ролик о деятельности Коменского по реформированию начальной школы
  2. Г.П. Мельников – просветительская лекция «Ян Амос Коменский» в Центре славянских культур в 2017 г.

.

Что почитать на каникулах?

  1. Корнетов Г.Б. — Ян Амос Коменский и возникновение педагогической науки.
  2. Он же — Феномен школы: взгляд сквозь столетия
  3. Полякова М.А. Возникновение классно-урочной системы как инновации XVI века
  4. Чернобай Е. В., Корешникова Ю. Н. Дидактика и педагогический дизайн: что общего и что особенного?
  5. Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М., Калимуллина А.М. — О понятийно-терминологическом аппарате дидактики цифровой эпохи

.

О чем подумать?

Предлагаем вам подумать, обсудить и подготовить статью, эссе или заметку в школьные СМИ на одну из тем:

    1. Ощущаете ли вы на себе инновации в образовательном процессе?
    2. Могут ли инновации в образовании вредить учебно-воспитательному процессу?

Образовательное право

Согласно закону «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012, каждая школа вправе самостоятельно устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения.

А что по этому поводу говорят локальные акты вашей школы?

Может, вы готовы поделиться своими идеями по данному вопросу?

Электронный каталог «МЕТОДИЧКА». № 4. Лето 2023.

Большой летний выпуск // герои номера – К.Д. Ушинский и И.Ф. Гербарт

«Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью» К.Д. Ушинский

Константин Дмитриевич Ушинский (1823-1871) – педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России.

 «Обучение должно служить пробуждению интереса. Обучение преходяще, но интерес должен длиться всю жизнь» И.Ф. Гербарт

Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) – немецкий философ, один из основателей научной педагогики

Биографии:

Константин Ушинский – «Изменившие мир..,»
Иоганн Гербарт – Жизнь и педагогическая деятельность

Что посмотреть на каникулах?

А.Г. Асмолов – Психология личности. Курс лекций
Н.Ф. Барложецкая – Педагогическая психология. Курс лекций
Ш.А. Амонашвили – «Как любить детей?». Авторский семинар

Что почитать на каникулах?

Лимонцева Г.В. – Психологические основы лени в трудах К. Д. Ушинского
Соловейчик С.Л. – Заветные мысли Ушинского
Аверьянова Л.Н. – К. Д. Ушинский и современная педагогика
Помелов В.Б. – Д. Д. Семенов — друг и последователь К. Д. Ушинского
Гербарт И.Ф. – Психология
Котова С.А. — Особенности личностных характеристик и смысложизненных ориентаций педагогов с разным стажем работы
Хубиева З.Ю. – Способности в психолого-педагогической науке

О чем подумать?

«Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день. Научи его ловить рыбу, и он будет сыт до конца жизни»

Подумайте, как эту мораль можно интерпретировать в контексте педагогической практики?

Из истории образовательного права

Предлагаем Вам познакомиться с законодательством об образовании брежневской эпохи. Перед Вами Закон РСФСР «О народном образовании» от 2 августа 1974 г.
Взгляните, какой закон определял образование полстолетия назад.

Педагогический кроссворд

    1. Наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека в течение всех периодов его жизни.
    2. Процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемым, а результате которого у обучающегося формируются определенные знания, умения и навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества.
    3. Процесс выявления целей и задач субъектов деятельности, их предъявления друг другу, согласования и достижения.
    4. Совокупность методов, приемов, направленных на решение определенных задач.
    5. Форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека
    6. Система обобщенного знания, объяснения тех или иных сторон действительности.
    7. Побуждение к действию.
    8. Автоматизированное действие.
    9. Совокупность сведений из какой-либо области.
    10. Процесс овладения знаниями, умениями и навыками в определенном порядке.
    11. Человек с носителем сознания и самосознания, способного на самостоятельную преобразующую деятельность.
    12. Немецкий философ, один из основателей научной педагогики.
    13. Вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие навыков и компетенций.
    14. Процесс получения знаний о самом себе
    15. Предварительное ознакомление, вводный курс.
    16. Совершенствование сформированных способностей; процесс и результат изменений количественных и качественных показателей.
    17. Процесс целенаправленного формирования у человека определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей.
    18. Раздел педагогики, в котором изучаются общие методы и формы обучения.
    19. Педагог, основоположник научной педагогики в России.

Электронный каталог «МЕТОДИЧКА». № 5. Осень 2023.

«Каждое дело – с пользой, иначе – зачем? Каждое дело – людям, иначе – зачем? Каждое дело – творчески, иначе – зачем?»

Герой номера –

Игорь Петрович Иванов (1923 – 1992)

Академик Российской академии образования, один из основоположников педагогики сотрудничества, создатель концепции «Коллективных творческих дел».

Биография:

С.А. Коваль — Игорь Петрович Иванов – Педагог и Человек в контексте Российской истории ХХ века

Что посмотреть на каникулах?

    1. Республика ШКИД – реж. Г. Полока
    2. Методы Антона Семёновича Макаренко и Игоря Петровича Иванова – портал Наука.PRO

Что почитать на каникулах?

    1. М.В. Богуславский — Коммунарская педагогика Игоря Петровича Иванова
    2. Он же — Педагогика социального творчества Игоря Иванова. К 100‑летию со дня рождения выдающегося создателя отечественного коммунарского движения
    3. Аванесян И.Д. — Педагогика общей заботы – ресурс воспитания XXI века
    4. Комарова А. В., Слотина Т. В. — Современный взгляд на идеи А. С. Макаренко и И. П. Иванова о взаимосвязи личности и коллектива
    5. Маленкова Л.И. — Коллективно-творческое дело: идеи и способы организации
    6. Глузман А.В. — Развитие отечественных и зарубежных экспериментальных учебно-воспитательных заведений

Классика педагогики:

Игорь Петрович Иванов – Энциклопедия коллективных творческих дел (фрагмент)

О чем подумать?

Подумайте, в чем могут скрываться различия между «педагогическим мероприятием» и «образовательным событием»?

Педагогический кроссворд

(разработано совместно со школой № 544)

Тема кроссворда «Педагогика как наука»

По горизонтали

    1. Одна из рекомендованных линий воспитания, в рамках которой формируется уважение к национальному наследию.
    2. Двусторонний процесс взаимодействия педагога и ученика по поводу усвоения знаний.
    3. Как называется направление, представители которого считают, что психические процессы имеют биологическую природу, а интересы, способности человека рассматривают как явление социальное.
    1. Наука о законах и закономерностях воспитания человека.
    2. Фундаментальный педагогический принцип, предполагающий свободу выбора ученика, свободу от телесных наказаний и др.
    3. единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков.
    4. Фундаментальный педагогический принцип, предполагающий построение учебного процесса с учётом психической природы человека и его биоритмов.
    5. Категория, при помощи которой чаще всего определяется предмет педагогики.
    6. Система требований к обучению данному предмету.
    7. Педагогика, которая изучает обучение и воспитание детей с отклонениями в физическом или психологическом развитии.
    8. Как называется направление, сторонники которого считают личность сугубо природным существом, объясняя поведение человека действием присущих ему с рождения потребностей и инстинктов.
    1. Дополнительная форма организации процесса обучения, представляющая собой учебную беседу с целью установления уровня знаний ученика (обнаружение пробелов) и ликвидации трудностей обучения.
    1. Комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в группах.
    2. побуждения, вызывающие активность, определяющие направленность личности.
    3. Фундаментальный педагогический принцип, предполагающий передачу народного опыта и национальные особенности построения педагогического процесса.
    4. Название педагогики, изучающей возрастные аспекты обучения и воспитания.
    5. одна из мыслительных операций и её результат — положение, утверждение выводного характера, содержащее результат наблюдения над отдельными частными фактами.
    6. Совокупность психологических установок, набор форм, методов, способов и приёмов обучения и воспитания (по Лихачёву).

По вертикали

    1. Ее сущность заключается в обеспечении взаимосвязи между теоретическими знаниями, полученными в процессе обучения, и практической деятельностью по внедрению этих знаний в реальный учебный процесс.
    2. физический или психический недостаток, обнаружившийся в детстве и потенциально препятствующий включению в широкую общественную среду и активной деятельности в ней.
    3. Направление в педагогике, занимающееся теоретическими основания образования и обучения.
    1. Как называется направление, сторонники которого считают, что человек в процессе своей жизнедеятельности постепенно социализируется.
    2. Уровень применения педагогической технологии, разработанной и осуществляемой конкретным педагогом.
    1. Педагог, занимающийся воспитанием и обучением детей дошкольного возраста (до 7 лет).
    1. Как называется наука, связь педагогики с которой привела к возникновению социальной педагогики.

Электронный каталог «МЕТОДИЧКА». № 6. Зима 2023.

«Дидактический принцип сознательности – ключевой принцип обучения»

 

Герой номера –

Шолом Израилевич Ганелин (1894 – 1974) –

Доктор педагогических наук, профессор ЛГПИ (ныне – РГПУ) им А.И. Герцена, член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР, выдающийся историк педагогики и образования.

Биография:

Педагогические имена РГПУ им. А.И.Герцена — Ш.И.Ганелин

Что посмотреть на каникулах?

История педагогики: курс мини-лекций

Что почитать на каникулах?

    1. Тряпицына А.П., Писарева С.А. — Кафедра педагогики: прошлое, настоящее и будущее
    2. Имя в истории петербургской школы и Герценовского университета – историко-образовательный проект 2016 г.
    3. Шкорина Н.Л. — Дидактическая система Ш. И. Ганелина
    4. Реморенко И.М. — Общественные педагогические движения в образовании после февральских событий 1917 года
    5. Кириллова Г.Д. — Основные направления развития отечественной дидактики
    6. Цзян Е.А. — Учитель русской гимназии: социокультурный аспект

О чем подумать?

В XX столетии наша страна пережила несколько революций – в 1905 г., две в 1917 г., в 1991 г. Как это могло было отразиться на содержании и формах отечественного образования?

Интервью

Обучающиеся ПППК школы № 376 задали несколько вопросов заведующей кафедрой истории педагогики и образования РГПУ им. А.И. Герцена, доктору педагогических наук, профессору, Н.М. Федоровой.

Прочитать интервью

Педагогический кроссворд

(разработано совместно со школой № 544)

Кроссворд на тему «История педагогики»

По горизонтали

    1. Студенты высших учебных заведений получали государственную помощь в виде денег. Она называлась…
    1. Первый этап развития педагогики
    1. Наука, объясняющая устройство мира через положения христианской религии
    1. Форма домашнего воспитания детей феодальной знати.
    1. Как именуется ритуал посвящения подростков 10-15 лет во взрослые?
    2. Этот педагог из России разработал концепцию методологии педагогики как системы знаний об основах и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность.
    3. Эту школу могли посещать любые дети до 11 лет.

По вертикали

    1. Государственное учебное заведение повышенного типа в Афинах.
    2. Я.А.Коменский является автором труда «Великая…».
    3. Кого хотели воспитать из спартанской женщины.
    4. Это слово можно перевести как «Школьная философия».
    5. Признанный педагог-новатор. Он считает, что ребенок – взрослый, просто со своими особенностями.
    6. Наука о воспитании и обучении человека.
    7. Песталоцци основал методику …
    1. 2 степень образования в социалистических странах — …
    2. Какая традиция первобытного воспитания привела к появлению своеобразных домов для детей и подростков?
    3. В каких культовых зданиях размещались дворцовые и храмовые эдуббы?
    4. Спаситель бедных, отец сирот, основатель народной школы и воспитатель человечества.
    5. Представители реформаторской педагогики особое внимание уделяли трудовому обучению и …
    1. Устав народных училищ вводил в русских школах классно-урочную систему …
    2. Название основного метода воспитания по мнению Ушинского «принцип …
    1. Кому принадлежат слова: Единственным критериумом для вещи есть сама вещь, а не понятие о ней
    2. Российский педагог, считавший труд основным средством воспитания.
    1. Автор труда «Великая дидактика».
    2. В центре своей педагогической концепции данный автор, как и К.Д. Ушинский, принцип наглядности, полагая, что в процессе наглядного обучения учащиеся будут включаться в окружающий их мир как активные деятели и трудящиеся. Назовите его фамилию.

Объявления, разное

Вторая Педагогическая спартакиада, организованная РГПУ им. А.И. Герцена и сетевым сообществом школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Учитель начинается в школе», в Год педагога и наставника прошла на площадке школы № 376 Московского района.

В альбоме «II Педагогическая спартакиада» собраны фотографии, отражающие атмосферу педагогического события.

Электронный каталог «МЕТОДИЧКА». № 7. Весна 2024.

«Ребёнок любим и верит прежде, чем начинает мыслить и действовать»

 

Герой номера –

          Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827)

швейцарский педагог, один из основоположников дидактики начального обучения, яркий представитель гуманистической социальной педагогики.

Биография:

Из истории педагогики: Иоганн Генрих Песталоцци

Что посмотреть на каникулах?

    1. Авторские чтения: Андрей Максимов о великом Песталоцци
    2. Г.М. Андреева – Социальная педагогика: курс лекций МГУ.

         

Что почитать на каникулах?

    1. И.Г. Песталоцци — Как Гертруда учит своих детей. Попытка дать матерям наставление, как самим обучать своих детей. /Письма Генриха Песталоцци // Фрагменты, отобранные акад. Б. М. Бим-Бадом.
    2. Пауль Наторп – Социальная педагогика Песталоцци. Фрагмент.
    3. А.В. Хуторской Теория элементарного образования И. Г. Песталоцци // Школьные технологии. 2010. №2.
    4. Т.Р. Понуровская — Воспитание по Песталоцци. К 270-летию со дня рождения И.Г. Песталоцци // История и педагогика естествознания. 2016. №2.
    5. Э.В. Зауторова — Педагогические взгляды И. Г. Песталоцци на воспитание подрастающего поколения // Проблемы педагогики. 2018. №5 (37).
    6. С. И. Беленцов — К вопросу о социально-педагогическом учении Пауля Наторпа // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. №1.

О чем подумать?

Многие великие педагоги (напр., К.Д. Ушинский) выступали резко против т.н. «зубрежки», другие же (напр. И.Г. Песталоцци), напротив, подчеркивали, что без первичной «зубрежки» невозможно развить понимание, что базовое знание есть должно выполнять роль фундаментальной аксиомы, поверх которого накладывается понимание и умение. А каково ваше мнение?

Предлагаем вам устроить дебаты в своем педагогическом классе.

Педагогический кроссворд

(разработано совместно со школой № 544)

По горизонтали

2. Педагогика, разрабатывающая проблемы внешкольного воспитания, влияния социума на формирование и развитие личности, семейная педагогика; педагогика трудовых коллективов; перевоспитания
7. Общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе это
10. Выдающийся советский педагог-новатор, автор книги «100 советов учителю»
12. Способ усвоения традиций общества, механизм сознательного или бессознательного воспроизведения учениками опыта учителя, в частности, манер, действий, поведения и др.
15. Наука, исследующая закономерности и особенности организации образования в различных странах мира
20. Это присуще стилю семейного воспитания, при котором родители не устанавливают для детей никаких ограничений
23. Его наличие служит первопричиной, толчком самовоспитания

По вертикали

1.Процесс целенаправленного, планомерного и организованного воздействия на сознание и поведение человека с целью выработки у него мировоззрения, поведения, качеств личности
2.Приём самопознания, когда человек постоянно оценивает себя, свои возможности
3.Какой метод чаще всего используется в психологии труд
4.Воспроизведение воспитанниками определённых внешних черт и образцов поведения воспитателя
5.Как по-другому называют авторитарный стиль
6.Какую образовательную модель характеризует следующая цепочка (единый колледж – технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей – университет – магистратура – аспирантура);
8.Упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы
9.Механизм социализации, которому характерно принятие решения под влиянием большинства членов группы
11.Состояние, которое развивается при длительном повторе нагрузки средней и малой интенсивности
13.Процесс становления человека, как социального существа под воздействием определенных факторов: социальных, экономических, психологических, идеологических, воспитания и др.
14.Движущие силы процесса воспитания
16.Какая функция в деятельности педагога является главной?
17.Как называется стиль семейного воспитания, который характеризуется властностью родителей (чаще отца)
18.Процесс и результат социального развития человека
19.Принцип, который является одним из основных положений Я.А. Коменского
21.Одна из отраслей специальной педагогики по вопросам воспитания и образования глухонемых и глухих детей и взрослых
22.Форма физического воспитания во всех учебных заведениях
24.Результат обучения, это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый;

Объявления, разное

Ежегодно на весенних каникулах в Петербурге проходит крупнейшее образовательное событие – Петербургский международный образовательный форум (ПМОФ), на котором ведущие образовательные организации делятся своим уникальным опытом!

Вы тоже можете зарегистрироваться и стать участником одной из площадок. На многих возможно онлайн-участие. Не упустите!

Сайт форума — https://www.eduforum.spb.ru/

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: