Здоровый и безопасный учебный процесс
Культура здоровья педагогов, школьников и их родителей
Коррекция здоровья и оздоровление школьников
Видеоролик «Школа — территория здоровья»
Скачать анализ деятельности ОУ по сохранению и укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни обучающихся за три предыдущих учебных года согласно приложению № 2 к Положению о конкурсе.
Служба здоровья
В 2013-2014 учебном году создана Служба здоровья. В Службу здоровья входят: медицинские работники, педагог-психолог, педагог-валеолог, специалисты по информационным технологиям, преподаватели физической культуры, биологии и другие педагоги. Функциональные обязанности специалистов определяются руководителем образовательного учреждения.
Деятельность службы здоровья направлена на планомерное и системное наблюдение за изменением здоровья у обучающихся и сотрудников школы, на системную коррекцию здоровья и технологий здоровьесбережения, а также на совместное со всеми участниками образовательного процесса поддержание и усовершенствование здоровьесозидающей среды школы.
Разработан комплекс мероприятий по определению уровня физического и психологического здоровья обучающихся – мониторинг норм физической подготовки (1-11 классы), диагностика эмоционального состояния учащихся на уроках (1-2 классы), диагностика уровня школьной тревожности (1,5 классы). Проводятся плановые медицинские осмотры.
.
Мониторинг здоровья в ОУ
.Мониторинг здоровья проводится следующими категориями сотрудников образовательного учреждения:
— медицинская сестра;
— врач-педиатр;
— педагоги: классные руководители, учителя начальной школы, педагоги физического воспитания, социальный педагог, классный и индивидуальный наставники;
— психологи, логопеды;
— узкие специалисты поликлиники: невролог, окулист, ЛОР-врач, хирург-ортопед, стоматолог с 10 лет (5 класс) – гинеколог, эндокринолог, уролог- андролог.
Проводится по следующим направлениям:
- Мониторинг физического состояния здоровья.
- Мониторинг групп здоровья и заболеваемости учащихся.
- Мониторинг поведенческих рисков среди учащихся 12-15 лет: вредные привычки, отношение к алкоголю, табакокурению, наркотикам.
- Мониторинг травматизма учащихся.
- Мониторинг рациона питания.
- Мониторинг режима проветривания и освещения.
- Мониторинг качества и температуры воды в бассейне.
- Мониторинг психологической обстановки на уроках и других занятиях.
- Мониторинг проведения физкультминуток.
С целью анализа заболеваемости обучающихся ГБОУ №376 ежегодно составляется «паспорт здоровья» (острые заболевания не учитываются).
Учащиеся распределены на 5 групп здоровья:
1 группа – 14,3%
2 группа – 67,1%
3 группа – 17,6%
4 группа – 0,9%
5 группа – 0,1%
7 человек имеют инвалидность.
Такие заболевания как: тугоухость, злокачественные новообразования, болезни крови, болезни кожи и подкожной клетчатки были объединены в графу «прочие», заболеваемость ими составила не более 4,5%.
Также оценивалась заболеваемость по 3 возрастным группам:
С 1 по 4 классы – 1 группа
С 5 по 8 классы – 2 группа
С 9 по 11 классы – 3 группа
Основу заболеваемости составила патология опорно-двигательного аппарата – 35,9%. Патология опорно-двигательного аппарата остается неизменно высокой и значимой во всех возрастных группах.
17,6% — аномалии рефракции, при этом их количество возрастает от 1 группы к 3.
12,9% составили атопические заболевания (бронхиальная астма, атопический дерматит). Их количество немного снижается от 1 группы к 3.
Алиментарно-зависимые и хронические ЛОР заболевания составили 8,84 и 4,9% соответственно. Количество их существенно увеличивается от 1 группы к 3.
Для профилактики заболеваемости рекомендуется постоянно контролировать:
— правильность посадки учащихся за партой и соответствие мебели антропометрическим данным
— режим освещения и отопления классов
— ношение очков
— проветривание помещений
— соблюдение правил гигиены
— соблюдение режима питания и обеспечение горячим питанием
— проведение физкультминуток
Немаловажное значение имеет формирование групп ЛФК и лечебного плавания, проведение лекций, семинаров для родителей, обеспечение доступности информации (уголок здоровья, сайт школы).
Залог успеха – постоянный контакт педагогов, медработников и родителей.
Школьная программа здоровья
.
Согласно официальному определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие.
Анализ состояния здоровья населения России, по данным официальной статистики и результатам эпидемиологических исследований, показывает, что оно намного хуже, чем в большинстве индустриально развитых стран. Наибольшее значение отводится факторам, связанным с образом жизни и с окружающей средой.
Организм ребенка в силу особенностей развития особо чувствителен к воздействию факторов внешней среды, а также дефициту жизненно важных питательных веществ и микроэлементов.
Школа и общество взаимосвязаны. Любое изменение ситуации в обществе обязательно сказывается на жизни школы, меняет ее задачи, приоритеты, требования к ученику, структуру и содержание образования. Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня.
К сожалению, статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения в школе, состояние здоровья детей ухудшается в 4-5 раз. Дети проводят в школе полный день, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека – важный показатель его личного успеха. Анализ структуры заболеваемости обучающихся убедительно показывает, что по мере обучения ростѐт частота встречаемости таких заболеваний, как нарушения осанки, зрения, пограничных нервно-психических заболеваний. Очевиден вывод, что школа здоровья детям не прибавляет, состояние их здоровья в период обучения имеет тенденцию к ухудшению. Факты подтверждают, что именно в школе ученик получает то или иное заболевание, отклонение здоровья. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение.
Школа является местом активной деятельности ребенка на протяжении 9-11 лет. Поэтому одной из главных целей педагогического коллектива сегодня становится формирование и развитие здоровьесберегающей образовательной среды, в которой школьник ведет здоровый образ жизни. Здоровьесберегающая среда в школе предоставляет каждому ученику реальную возможность получить полноценное образование, адекватное его способностям, возможностям, склонностям, потребностям и интересам.
Концептуальное обоснование программы
Эффективность мер по укреплению здоровья детей имеет исключительное значение для школы. Это обусловлено гармоничностью связей между здоровьем и обучением, где происходит качественный подъем в сторону эффективности учебного процесса. Здоровье учащихся имеет прямое отношение к обучению. Школа должна создать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Программа «Школа – территория здоровья» призвана содействовать утверждению в жизни детей идеи оздоровления, способствовать созданию благоприятных условий для раскрытия интеллектуального и духовного потенциала. Она ориентирована на пропаганду здорового образа жизни и достижение надежного уровня безопасности в школе.
Ведущими концептуальными понятиями выступают:
Здоровье – социокультурная характеристика человека, которая интегрирует системные элементы действенно-практической и смысловых сфер личности (жизнеспособность и внутренняя картина здоровья) и проявляется в успешности действий по достижению состояния благополучия (физического, душевного и социального).
Здоровый образ жизни – индивидуальная стратегия жизнедеятельности человека по достижению состояния благополучия, которая реализуется на основе ценностных социокультурных представлений о феномене «здоровье» и с учѐтом индивидуальных особенностей жизнеспособности.
Здоровьесберегающие технологии – система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития психического и физического здоровья всех субъектов образования, с одной стороны, и методы, которые направлены на формирование представления о здоровье как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни, с другой.
Экологическое воспитание – формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов
Школьное экологическое воспитание и образование обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний.
Задачи с экологическим содержанием способствуют формированию экологических знаний и умений школьников, более глубокому пониманию ими сущности экологических проблем, возникновению убежденности в необходимости их решения, а также развитию приемов умственной деятельности, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяют три фактора:
— непосредственное познание природы;
— школьное экологическое воспитание и образование;
— средства массовой информации.
Культура безопасности — состояние общественной организации человека, обеспечивающее определенный уровень его безопасности в процессе жизнедеятельности.
Цель и задачи Программы
Основу реализации Программы составляет здоровьесозидающий подход к обеспечению здоровья участников образовательного процесса. Этот подход подчеркивает формирующий и развивающий характер влияния образования на здоровье каждого человека и реализуется через создание здоровьесберегающей образовательной среды.
Цель программы: Сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья обучающихся и педагогов на основе формирования навыков организации здорового образа жизни, через развитие здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении. Создание широких возможностей для творческой самореализации личности на пользу себе и обществу.
Задачи программы:
- Укреплять материально-техническую базу школы, приводить условия обучения в полное соответствие с санитарно-гигиеническими нормами.
- Создавать комфортные условия, обеспечивающие сохранение психологического и физического здоровья обучающихся и педагогического коллектива.
- Формировать позитивное здоровьесберегающее социокультурное образовательное пространство.
- Осуществлять медико-физиологический и психолого-педагогический мониторинг состояния здоровья обучающихся, сформировать информационный банк «Состояние здоровья учащихся».
- Разработать и внедрить систему оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий.
- Вовлекать учащихся, родителей и педагогов в спортивно- оздоровительные мероприятия.
- Повышать уровень знаний обучающихся, родителей и педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни, предупреждения школьных проблем, помощи детям с особенностями развития и трудностями в обучении.
- Прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру.
- Воспитывать потребность в общении с природой.
- Способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности.
- Способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
Традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к перегрузке детского организма и способствуют развитию хронических болезней.
Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т. е. связано с их профессиональной деятельностью. Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя.
.
Сетевое взаимодействие и социальное партнерство
.
Сетевое взаимодействие с другими ОУ:
ГБОУ ЦПМСС Московского района Санкт-Петербурга (совместная деятельность по формированию условий для оптимального развития и обучения школьников, по выявлению детей, имеющих трудности в социальной адаптации, по организации коррекционно-развивающей и профилактической работы с детьми);
ГБОУ ЦДЮТТ Московского района (организация мероприятий по профилактике ДДТТ);
ГБОУ Пулковец (мероприятия по безопасности в интернете)
СПбАППО (повышение квалификации педагогов);
ИМЦ Московского района (повышение квалификации педагогов, методическая поддержка);
Профессиональные лицеи Санкт-Петербурга проводят для наших учащихся Дни открытых дверей.
ГБУЗ ДГП 35 ДПО 47 (социальный кабинет для оказания помощи детям и родителям, находящимся в сложнной жизненной ситуации, выступления на родительских собраниях с просветительскими лекциями)
ГБУ ДО ЦППМСП Московского района (психологические занятия в классных коллективах нашей школы по ЗОЖ, безопасности в интернете, профилактике ПАФ)
Межведомственное сотрудничество:
ГБОУ ЦПМСС Московского района Санкт-Петербурга;
ГБУ «Центр социальной помощи семье и детям Московского района» (оказание социальной помощи и социальных услуг семьям с несовершеннолетними детьми, Проведение комплексных мероприятий по социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, организация отдыха, досуга детей и подростков, организация мероприятий просветительской направленности);
отделом Профилактики правонарушений среди несовершеннолетних Московского района Санкт-Петербурга (профилактическая работа с несовершеннолетними и родителями, выявление неблагополучных семей)
СПБ ГУЗ Детское поликлиническое отделение №35, 47 (медицинское обслуживание)
Домом молодежи «Пулковец».
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург» (наставничество, проведение тематических семинаров и лекций, предоставление информационных раздаточных материалов по санитарно-просветительской работе, посещение музея организованными группами детей).
Студия Магия кулинарии 376 школы взаимодействует с международной компанией Нестле в вопросах организации здорового питания детей.